Архивы

   

  • Мировые авиационные альянсы существуют на рынке более десяти лет, и это позволяет говорить об устойчивости такого рода партнерства, а также о его дальнейшем развитии. Объединения будут искать новых партнеров не только среди перевозчиков классической модели, но также среди лоукост-авиакомпаний и железнодорожных операторов.

    Радикальные перемены в Европе начались в 1993 г., когда перевозчики Европейского союза получили неограниченный доступ ко всем маршрутам внутри ЕС. Это произошло благодаря созданию единого рынка воздушного транспорта и его либерализации, предусматривающей право любого гражданина государства — члена ЕС иметь в собственности авиакомпанию и управлять ею в другой стране — члене Союза. В 1997 г. европейским перевозчикам было предоставлено право каботажа между аэропортами, расположенными на территории других стран — членов ЕС. Формирование единого европейского авиационного рынка создало 1,4 млн рабочих мест; ожидается, что либерализация ключевых маршрутов в глобальном масштабе приведет к созданию 24,1 млн новых рабочих мест и привлечет в экономику 490 млрд долл.

    После либерализации рынка Европы, но еще до начала аналогичного процесса в мировом масштабе перевозчики разных континентов начали объединяться в группы, рассчитывая получить экономическую выгоду от новой формы работы.

    14 мая 1997 г. пять авиакомпаний — Air Canada, Lufthansa, SAS, Thai Airways International и United Airlines — создали Star Alliance, который сейчас считается старейшим объединением на рынке. Вслед за ним, 1 февраля 1999 г., появился Oneworld (в который в тот момент вошли American Airlines, British Airways, Canadian Airlines, Cathay Pacific и Qantas Airways), а 22 июня 2000 г. — SkyTeam в составе Aeromеxico, Air France, Delta и Korean Air.

    Была сформирована глобальная триада, включающая сейчас 52 крупные и средние авиакомпании (или 1,5% от примерно 3200 авиакомпаний мира), контролирующая около 60% мирового объема пассажирских перевозок с маршрутным охватом практически всех частей света: Азии, Америки, Африки, Европы, Австралии и Океании. Авиакомпании — члены трех глобальных альянсов базируются в 110 международных узловых аэропортах (или 27,5% от примерно 400 аэропортов мира, обслуживающих международные магистральные и региональные перевозки). Львиная доля общемировых авиаперевозок приходится на страны регистрации членов глобальных альянсов: США, Великобританию, Японию, Францию, Канаду, Германию и Италию. (Суммарные данные по основным показателям глобальных альянсов авиакомпаний приведены в таблице).

    Основные показатели глобальных альянсов авиакомпаний

    Основные показателиStar AllianceSkyTeamOneworld
    Компании-участникиAdria Airways, Aegean Airlines, Air Canada, Air China, Air New Zealand, ANA, Asiana Airlines, Austrian, Blue1, bmi, Brussels Airlines, Continental Airlines, Croatia Airlines, Egyptair, LOT Polish Airlines, Lufthansa, SAS Scandinavian Airlines, Singapore Airlines, South African Airways, Spanair, Swiss, TAM Airlines, TAP Portugal, Thai, Turkish Airlines, United, US AirwaysAeromexico, «Аэрофлот», Аir Europa, Air France, Alitalia, China Southern, Czech Airlines, Delta, Kenya Airways, KLM, Korean Air, TAROM, Vietnam AirlinesAmerican Airlines, British Airways, Cathay Pacific, Finnair, Iberia, JAL, LAN, Malev, Mexicana, Qantas, S7 Airlines («Сибирь»), Royal Jordanian
    Количество участников271312
    Количество воздушных судов40232225 + (902)2473
    Количество сотрудников402208323759311830
    Кол-во перевозимых пассажиров в год603,8 млн385,0 млн335,7 млн
    Кол-во участников программы поощрения часто летающих пассажиров148 млн103 млн
    Выручка от продаж150,7 млрд долл.71,5 млрд долл.
    Доходные пассажиро-километры1175,5 млрд долл.695,7 млн долл
    Количество рейсов в сутки21000125979380
    Кол-во обслуживаемых аэропортов1160898901
    Кол-во салонов высокой комфортностиБолее 970420550
    Количество обслуживаемых стран181169145
    Дата последнего обновленияОктябрь 2010Июнь 2010Январь 2011

     
    Справедливости ради следует отметить, что первым на Западе международным альянсом (хотя и не глобальным по современным меркам) стал альянс SAS, созданный 1 августа 1946 г. и зачастую воспринимаемый как одна авиакомпания. Этот альянс образовался путем слияния двух шведских авиакомпаний — АВА и SLA, норвежского национального перевозчика DNL/Det Norske Luftfarteskap и датского национального перевозчика DDL. Первоначально альянс назывался OSAS, так как вначале он имел мандат на право осуществлять только международные (overseas) рейсы. Однако от этой идеи (и буквы О) пришлось быстро отказаться, и SAS стал обслуживать как международные, так и внутренние, в пределах скандинавских стран, маршруты. Название альянса переводится как «Система скандинавских авиакомпаний», что подразумевает общее управление, составление единого расписания и тарифной политики, систему бронирования и продажи перевозок, обслуживания парка ВС, единую форму одежды для персонала и т. д.

    Основная причина формирования союзов авиакомпаний за рубежом — ожидание синергетического эффекта, т. е. получения большей эффективности от совместной работы, чем могли бы добиться отдельные компании, а также сокращение издержек, что приобретает важное значение в периоды мировых финансово-экономических кризисов и природных катаклизмов. Кроме того, консолидированные авиаперевозчики стремятся достичь эффекта масштаба, в результате которого увеличение масштабов производства продукции ведет к снижению себестоимости продукции (услуг). Впрочем, всегда существует точка насыщения, при которой с увеличением программы выпуска себестоимость продукции уже не снижается, поскольку этот фактор может исчерпать себя.

    Характерной особенностью глобальных альянсов можно назвать лидирование и занятие ведущих позиций в них преимущественно классических магистральных перевозчиков и незначительный удельный вес набирающих силу низкотарифных авиакомпаний. Это говорит, с одной стороны, о приверженности историческим корням, ведь инициаторами образования альянсов выступили традиционные европейские и американские перевозчики, история которых насчитывает не одно десятилетие, а с другой стороны, они же нередко становятся материнскими компаниями своих низкотарифных  дочерних авиапредприятий, которые более гибки и восприимчивы к быстро меняющимся потребностям рынка авиаперевозок.

    Таким образом, в глобальных альянсах мирно сосуществуют и дополняют друг друга две модели авиаперевозочного бизнеса: классическая и низкотарифная. Производственные показатели альянсов говорят о жизнеспособности и высокой степени конкурентоспособности такой двоякой модели в обозримом будущем. При этом следует отметить, что продолжающийся прогресс в развитии высокоскоростного наземного транспорта, в первую очередь железнодорожного, может в долгосрочной перспективе привести к доминированию на традиционном рынке уже низкотарифных перевозчиков и их интегральной кооперации с другими видами транспорта.

    К примеру, альянс Oneworld и Deutsche Bahn (DB), крупнейший железнодорожный оператор Европы и стратегический партнер IATA, обслуживающий только в Германии более 6000 станций, сотрудничают в области комбинированных перевозок с использованием авиационного и железнодорожного видов транспорта. DB предлагает пассажирам воспользоваться услугами высокоскоростного поезда Intercity-Express (ICE), развивающего скорость до 300 км/ч и связывающего многие города Германии с Австрией, Бельгией, Данией, Францией, Венгрией, Нидерландами и Швейцарией. Одной из причин такого партнерства, на наш взгляд, является меньшее число членов этого альянса из Европы (пять авиакомпаний) по сравнению с другими двумя: Star Alliance (12) и SkyTeam (7), формирование замкнутой технологической цепочки транспортного обслуживания клиентов и увеличение числа участников программ поощрения часто летающих пассажиров. Доля участников таких программ в общем объеме пассажирских перевозок глобальных альянсов составляет в SkyTeam более 38%, в Oneworld — более 30%.

    В истории развития глобальных альянсов Star Alliance, SkyTeam и Oneworld уже перевернута десятилетняя страница, следовательно можно говорить об устойчивости этих структур и грамотном подходе к управлению ими. Деятельность участников Star Alliance координирует управляющая компания Star Alliance Services GmbH, главным исполнительным директором которой с июня 2001 г. назначен Йаан Альбрехт, начавший свою карьеру пилотом в 1973 г. в авиакомпании Mexicana Airlines и впоследствии занимавший руководящие должности в ней, а также в авиакомпаниях AeroPeru и Aeromexpress. Головной офис компании расположен во Франкфурте-на-Майне со штатом в 75 сотрудников из 25 стран. В сферу ее деятельности входит разработка и продвижение согласованных авиакомпаниями проектов и инициатив для их клиентов, а миссией является достижение долгосрочной прибыльности акционеров-перевозчиков. Несомненно, деятельность управляющей компании в тесном контакте с перевозчиками способствует сохранению за Star Alliance статуса лидирующего глобального альянса и повышает оперативную управляемость им.

    В начале апреля 2009 г. было объявлено о создании управляющей компании альянса SkyTeam (штаб-квартира в Амстердаме; управляющий директор Мари-Жозеф Мале), которая занимается разработкой и реализацией стратегических планов и решений совета управляющих альянса, координирует деятельность участников, продвигает на рынок новые продукты и услуги.

    Членами альянса Oneworld также образована управляющая компания One World Management Company со штаб-квартирой, которая в 2011 г. переезжает из Ванкувера в Нью-Йорк. Председателем совета управляющих директоров с 20 ноября 2008 г. назначен Джерард Арпи, председатель и главный исполнительный директор American Airlines, в которой он начинал карьеру финансового аналитика в 1982 г.

    Все три альянса рассматривают варианты расширения. В частности, до недавнего времени для двух объединений был актуален вопрос поиска партнера в России, так как российский участник — «Аэрофлот» — состоял только в альянсе SkyTeam. В ноябре 2010 г. авиакомпания S7 Airlines вступила в глобальное объединение Oneworld. Star Alliance пока не видит для себя подходящего участника в России. Региональный директор Lufthansa (один из лидеров Star Alliance) по России и СНГ Рональд Шульц не раз отмечал, что альянсу не интересно присоединение ради присоединения, — новый участник должен принести дополнительную выгоду. Сейчас компания наблюдает за изменениями на рынке и ожидает подходящего партнера.   

    Михаил РОЖКО, профессор Санкт-Петербургского университета гражданской авиации,
    Олег КИБАЛЬНИКОВ


    Авиабилет уже куплен, посмотрите цены на то, что вам может еще понадобится в путешествии:


    • БРОНИРОВАТЬ НОМЕР В ГОСТИНИЦЕ, ЧЕМ РАНЬШЕ, ТЕМ ДЕШЕВЛЕ

    • ВЗЯТЬ АВТОМОБИЛЬ НА ПРОКАТ И БЫТЬ СВОБОДНЫМ В ВЫБОРЕ НАПРАВЛЕНИЯ

    • ЗАКАЗАТЬ УДОБНЫЙ ТРАНСФЕР ИЗ АЭРОПОРТА И ОБРАТНО

    • ОФОРМИТЬ СТРАХОВКУ ДЛЯ ПУТЕШЕСТВИЯ И БЫТЬ ЗАЩИЩЕННЫМ


    Буду благодарен, если поделитесь этой статьей в социальных сетях:

    Опубликовать в twitter.com Опубликовать в своем блоге livejournal.com

    Posted by kingsbaby @ 10:09

    Tags: , , ,

Добавить комментарий